Календарь новостей

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Друзья сайта

Статистика

ВЗЯТИЕ ВЗЯТОК. Основной задачей в бридже является взятие
взяток. Этой главной задаче подчинено все остальное. А
именно: торговля служит для установления числа взяток,
которые можем взять с партнером. Окончательный контракт -
это обязательство взять определенное количество взяток.
Розыгрыш - это сам процесс получения взяток, а запись опре-
деляется исключительно числом взятых взяток. Поэтому для
того чтобы играть в бридж необходимо прежде всего знать как
брать взятки. Существуют три способа их получения:
а) на онеры
б) на фоски длинных мастей
в) на убитки.

ВЗЯТКИ НА ОНЕРЫ. Главный источник взяток это онеры. В сред-
ней сдаче все 4 игрока вместе берут на них 10-11 взяток.
остальные взятки берут фоски - как форты или на убитки. Из
этого вытекает, что решающую роль в получении взяток играют
онеры. Уже знаем, что взятку берет тот из игроков, который
сыграет старшей картой в масти хода. Поэтому очевидно, что
туз должен взять взятку. Когда туз выйдет, то старшей
картой станет король, и он в свою очередь берет взятку.
После него берет взятку дама. Поэтому, имея в какой-либо
масти ТКД возьмем в ней 3 взятки на онеры, если никто не
перебьет козырем. Однако только ли наличие трех старших
карт масти может дать нам в ней три первые взятки?

ИМПАСЫ. Всегда ли туз должен брать первую, король - вторую,
а дама - третью взятку? Нет. Ведь в бридже не обязательно
играть в первой взятке тузом, а во второй - королем. Всегда
возьмем взятку, если положим в нее карту, которую противник
не сможет перебить старшей, напр.:
ТДВ4
N
К75 W E 10832
S
96
Если с позиции S пойдем фоской и на фоску противника поло-
жим валета, то возьмем взятку, так как у E нет карты
старше. При повторении этого маневра король вообще не
возьмет взятки. Такой способ розыгрыша называется импасом.
Он основан на попытке заменить старшую карту непосредствен-
но низшей. Если недостающая карта находится у игрока сидя-
щего перед импасным раскладом (часто называемым "вилкой"),
то не отдадим взятки. Удачный импас заменит нам недостающую
фигуру, в приведенном примере короля, и даст то же количес-
тво взяток, что и ТКД. При необходимости можно импасировать
любую недостающую карту. Напр.:
ТД10
N
КВ7 W E 9632
S
854
В этом примере можем попробовать не отдать взятки, дважды
играя фоской от S и кладя первый раз десятку, а второй раз
даму. Это так называемый двойной импас, так как импасируют-
ся две недостающие фигуры. Если КВ перед вилкой, то ТД10 да-
дут те же 3 взятки, что и ТКД. Очевидно, что при двойном
импасе всегда должны первый раз играть низшей картой. А вот
примеры разного рода импасов:
КВх
N
Дхх W E хххх
S
Тхх

КВх
N
ТДх W E хххх
S
ххх

ТВ10
N
Кхх W E Дххх
S
ххх
В каждом из примеров только играя фоской от S можем выимпа-
сировать фигуру у W. Помните, что главным условием проведе-
ния импаса является ход к вилке с другой руки. Только в
этом случае имеется возможность заменить старшую фигуру
младшей. Также и получить взятку на короля с фосками можем
только если выйдем к нему с противоположной руки, напр.:
Кх
N
Тх W E
S
хх
Только после хода фоской от S король может получить взятку.

СЕКВЕНСЫ. На примерах импасов видели что король или дама
могут не получить взятку. Уверенность, что фигура возьмет
взятку в очередность своего старшинства имеется только при
наличии фигурного секвенса. (Три карты подряд образуют сек-
венс.) И это логично. Ведь в секвенсе каждая карта имеет
практически ту же ценность, что и старшая карта секвенса,
напр. в секвенсе ДВ10 ценность десятки равна ценности дамы,
так как противники имеют только две более старшие карты -
туза и короля. Иначе говоря, мы имеем 3 дамы в одной масти.
Первых двух из них перебьют туз и король, но третья получит
причитающуюся ей взятку. На возможность получения взяток на
секвенс не влияет является ли он полным, т.е. находится в
одной руке, или составным, т.е. карты составляющие секвенс
распределены у обоих партнеров. Напр.:
п:КДВ10 п:543
ч:Д105 W E ч:КВ43
В обоих случаях мы можем взять три взятки, как на полный
пиковый секвенс, так и на составной червовый. Только
секвенсы начинающиеся с короля или дамы имеет смысл отраба-
тывать. Более низкие имеет смысл отрабатывать только если
на противоположной руке имеется старшая фигура. Такой
секвенс создает с фигурой импасную позицию и удачный импас
заполнит брешь, отделяющую низкий секвенс от высокой
фигуры, напр.:
Тхх
N
Кхх W E хххх
S
ДВ10

Кхх
N
Дхх W E Тхх
S
В109

Дхх
N
Вхх W E ТКх
S
1098
Во всех трех примерах, играя на импас от S, благодаря
выгодному положению недостающей фигуры, возьмем взятки так
же, как если бы в первом примере имели ТКД, во втором -
КДВ, а в третьем - ДВ10. Секвенс от валета или десятки
может дать взятку даже тогда, когда фигура на другой руке
на два уровня старше, напр.:
Тхх
N
Кхх W E Дхх
S
В109

Кхх
N
Дхх W E ТВх
S
1098
Дважды играя от S на импас в первом примере возьмем 2
взятки. Во втором получим взятку, несмотря на невыгодное
положение туза. Обратим также внимание на простой факт, что
чем больше старших карт выйдет в одной взятке, тем более
низкая карта возьмет следующую. Об этом всегда должны пом-
нить вистующие, когда разыгрывающий выходит фигурой к
импасному раскладу, напр.:
ТВ74
N
К65 W E 10хх
S
(Д)
S вышел дамой. Что должен сделать W? W видит, что его ко-
роль в любом случае не получит взятку. Если его не
положить, то разыгрывающий положит от N фоску и повторно
импасируя валетом возьмет 3 взятки - на даму, валета и
туза. При пропускании дамы WE не имеют шансов получить
взятку в этой масти. Напротив, если W перебьет даму
королем, то N должен надбить тузом. Тогда в этой взятке
выйдут три старшие карты. Поэтому вторую взятку возьмет
валет, а третью - десятка. Если десятка у E, то он получит
на нее взятку. Только перебивая даму не имеющим в данной
ситуации ценности королем W имеет шансы на получение взятки
в этой масти, если партнер имеет 10-ку. Именно это имел
ввиду Святой Игорь (Чарльз Горен) говоря: "Клади фигуру на
фигуру". Однако даже святым нельзя следовать без оговорок.
Гораздо лучший результат дает логика. А она говорит: если
видим, что при пропускании наша фигура не имеет шансов
получения взятки, то очевидно должны ее положить, как в
вышеприведенном примере. Напротив, если такой уверенности
нет, так как вышли онером со стола и мы не видим карт за
нашей рукой, то нужно руководствоваться следующим принци-
пом: если кладя онер на онер выработаем непосредственно
низшую карту на столе, то перебивать не следует, напр:
Вхх В10х
N N
E Кхх E Кхх
после хода противника валетом со стола (N) нужно в первом
случае перебить королем, так как неизвестно кому отработаем
низшую карту. Наоборот, во втором случае, видя что
перебивая валета вырабатываем 10-ку противнику, нужно его
пропустить и положить короля только на второй онер. Убедим-
ся в правильности этого на примере:
В10х
N
Д98х W E Кхх
S
Тхх
Если перебьем валета, то десятка возьмет взятку. Если же
пропустить валета, то противник не получит второй взятки в
этой масти. Принципы которыми руководствуемся при перебива-
нии онеров диктуют способ розыгрыша расклада:
Тхх W E Дхх
Очевидно, что в этом случае нужно сыграть фоской к даме.
только в этом случае, если король окажется у N, она возьмет
взятку.

ВЗЯТКИ НА ФОСКИ. Выходя фоской можем взять на нее взятку,
если в момент хода она является старшей картой в данной
масти. Кроме очень редких исключений фоски берут взятки как
старшие карты в масти, когда противники уже вообще не имеют
карт в этой масти. Поэтому чтобы фоска могла взять взятку
должны быть выполнены два условия:
1) должны быть отыграны онеры,
2) противники не могут иметь карт в этой масти.
Поскольку три первые взятки в каждой масти берут онеры, то
фоска может стать фортой (старшей картой масти в данный
момент игры) только в четвертой взятке. Поэтому отработка
фосок основана на трехкратном заходе в данную масть. Тогда
онеры будут отыграны, а четвертая и следующие фоски станут
фортами. Из этого следует, что фоски могут стать фортами
только в длинной масти. Количество фосок, которые можем
отработать зависит от того, на сколько больше карт в данной
масти в нашей руке, чем у кого-либо из противников, напр.:
п: КД765
ч: К8
б: Т765
т: 42
N
п: 1098 п: Т4
ч: Т10 W E ч: 9432
б: 10832 б: В9
т: В973 S т: Д10865
п: В32
ч: ДВ765
б: КД4
т: ТК
S разыгрывает бескозырный контракт. Рассмотрим возможность
отработки фосок в длинных мастях.
Пики - в этой масти можем отработать две фоски, т.к. у N
5 пик, а у W - 3 пики.
Черви - в этой масти можно отработать только одну фоску,
т.к. у E - 4 червы.
Буби - не можем отработать четвертую фоску у N, т.к. у W
тоже 4 карты в этой масти.
Если бы черви и буби разложились у противников по три, то
могли бы отработать в каждой из этих мастей еще по одной
фоске. Напротив, если бы пики разложились 5:0, то не смогли
бы в них отработать ни одной фоски. Теперь каждому ясно,
что возможность отработки фосок зависит от расклада карт
данной масти у противников. Однако приступая к розыгрышу,
не знаем расклада мастей у противников. Как правило, узнаем
о нем слишком поздно. В большинстве случаев имеем возмож-
ность отрабатывать фоски в двух или даже трех мастях.
Поэтому очень важно сразу приступить к отработке фосок в
той масти, которая дает максимальные шансы на успех. При
определении того, с какими раскладами стоит считаться, в
зависимости от числа карт в масти на двоих, руководствуемся
вероятностными соображениями.

ТАБЛИЦА вероятностей расклада.
число карт расклад у вероятность в %
на двоих противников

6 карт 4:3 62
5:2 30,5
6:1 7
7:0 0,5

7 карт 4:2 48
3:3 36
5:1 15
6:0 1

8 карт 3:2 68
4:1 28
5:0 4

9 карт 3:1 50
2:2 40
4:0 10

10 карт 2:1 78
3:0 22

11 карт 1:1 52
2:0 48

Из таблицы видно, что чем больше карт в длинной масти, тем
меньше шансов что один из противников имеет в ней хотя бы 4
карты. Уже при восьми картах в масти на двоих шансы отра-
ботки четвертой фоски очень велики и составляют 68%. Отра-
ботка фосок не равнозначна с получением взяток на них.
Только форты в козырной масти всегда получат взятку, в по-
бочной же масти они могут оказаться бесполезными, напр.:
п: Тхх
ч: Дх
б: Дхх
т: ДВххх
п: КВхх N п: Дхх
ч: Тхх ч: ххх
б: В109х W E б: Кхххх
т: хх т: хх
S
п: ххх
ч: КВххх
б: Т
т: ТКхх
S разыгрывает 5т. Если W не сделает первого хода в пику, то
нужно отобрать козыри у противников и выработать червовые
фоски. После отдачи взятки на туза червей принять ход и на
отработанную черву снести 2 пики. Тогда не отдадим пиковой
взятки, т.к. уже вторую пику забьем козырем. Если однако
первый ход будет в пику, то отработка червы не принесет
взяток. К этому времени противники заберут две пиковые
взятки и на отработанную черву нечего будет сносить. Как
видим сама по себе отработка фосок ничего не дает. Нужно
еще сделать это вовремя, пока есть что на них снести. Оче-
видно также, что бесполезны форты, к которым нет приема.
Чтобы получить взятку на форту нужно иметь еще возможность
сыграть ей. Поэтому при принятии решения о разработке длин-
ной масти нельзя руководствоваться только вероятностью рас-
клада. Нужно принимать во внимание также следующие аспекты:
1) отрабатывать длинную масть в той руке, которая
будет иметь прием к отработанным фоскам;
2) если приемы имеются на обеих руках и вероятность
отработки одинакова, то надо отрабатывать более длинную
масть, напр.:
п: КДВх п: ххх
ч: хх W E ч: КДВхх
При равном количестве карт в масти отрабатываем более длин-
ную масть, а значит в данном примере - черву;
3) при наличии приемов и равной длине мастей, нужно
отрабатывать масть, которая дает больше шансов отработки
фосок без потери взятки, напр.:
п: КД10хх
ч: Вхх
п: хх N п: ТВх
ч: Т10х W E ч: хх
S
п: 9хх
ч: КДххх
При одинаковой вероятности благоприятного расклада в обеих
длинных мастях нужно отрабатывать черву. Застав расклад
недостающих карт 3:2 при отработке пиковых фосок нужно
отдать две взятки на онеры (туз и валет), а в черве -
только одну (туз).

ВЗЯТКИ НА УБИТКИ. При козырной игре кроме взяток на онеры и
отработанные фоски длинных мастей можем получить также
взятки на убитки. Это следует из правила, что козырная кар-
та старше любой карты другой (так наз. побочной) масти.
Убиткой называем игру козырем во взятке при ходе в побочную
масть. Помните однако, что в бридже обязательно давать в
масть, поэтому бить козырем можно только при отсутствии
карт в масти хода. Очевидно, что если несколько игроков
сыграли во взятке козырем, то получит ее тот, кто положил
старшего козыря, т.е. сделал надбитку. Наличие ренонса яв-
ляется большой редкостью. Но почти всегда можем его себе
устроить, если имеем в побочной масти синглет или дублет.
Тогда, играя в эту масть один или два раза устраиваем себе
ренонс, напр.:
п: 52
ч: К75
б: Т862
т: Т865
п: КДВ4 N п: 10963
ч: 1093 ч: 82
б: Д10 W E б: В953
т: КДВ4 т: 1097
S
п: Т87
ч: ТДВ64
б: К74
т: 32
S разыгрывает 4ч. Он должен взять 10 взяток. На онеры и
фоски длинных мастей получит только 9: одну в пиках, 5 в
червах, 2 в бубнах и 1 в трефах. Десятую взятку можно полу-
чить только перебивая третью пику козырем N. Но как это
сделать, если первый ход W был королем треф? Сыграв тузом,
S должен выйти в пику, перебить тузом и повторить фоской.
Затем после получения сыграть третьей пикой. В этот момент
у N уже нет пик, поэтому убиваем козырем, получая недоста-
ющую 10-ю взятку. Необходимо однако давать себе отчет, что
не каждая убитка дает добавочную взятку. Просим обратить
внимание, что разыгрывающий мог вместо ренонса в пиках уст-
роить в руке ренонс треф. Тогда взял бы не одну, а две
взятки на убитки. Несмотря на это не получил бы ни на одну
взятку больше, чем играя без убиток. Почему? Дело в том,
что в руке, в которой больше козырей, фоски всегда получат
взятки как форты, о чем писали в предыдущем разделе. Убитки
ими - только другой способ получения на них взяток, зачас-
тую небезопасный, т.к. лишает нас козырей, необходимых в
качестве задержек. Добровольное перебивание в руке, содер-
жащей больше козырей оправдывается только тогда, когда
играем на так наз. двусторонние убитки. Этот способ имеет
целью получение взяток раздельно на всех козырей обеих рук,
напр.:
п: ДВ2
ч: Т7532
б: ТК54
т: 10
п: 9 N п: 8764
ч: КВ94 ч: Д86
б: В832 W E б: Д106
т: КДВ9 т: 754
S
п: ТК1053
ч: 10
б: 97
т: Т8632
S играет 4п и W атаковал королем треф. Разыгрывающий после
отбора козырей взял бы только 9 взяток. Если однако переби-
вать на одной руке черви, а на другой трефи - возьмет 12
взяток. Обращаем внимание, что прежде чем играть на двусто-
ронние убитки нужно сначала отобрать взятки в третьей по-
бочной масти, в данном примере - бубне. Если бы этого не
сделали, то последними картами у противников остались бы
одни козыри и не получили бы взяток на наших туза и короля.
Подготовить убитку можно также с помощью сноса, напр.:
п: 542
ч: К1075
б: Т
т: 87653
п: КДВ3 N п: 1096
ч: 93 ч: 82
б: Д1074 W E б: В9863
т: ТД10 т: КВ4
S
п: Т87
ч: ТДВ64
б: К62
т: 92
S играет 4ч. Чтобы взять 10 взяток, нужно снести одну пику
на короля бубей, что позволит убить пику на столе.

ПЛАН РОЗЫГРЫША. Основной целью розыгрыша является получение
количества взяток, обещанного контрактом. Запись за лишние
взятки имеет только символическую ценность. Поэтому нужно
отказаться от лишней взятки, если попытка взять ее ставит
под угрозу реализацию контракта. Покажем это на примере.
Допустим, что играем 3бк после партии. Посмотрите на
таблицу записей в зависимости от числа полученных разыгры-
вающим взяток:
количество запись для стороны
взяток разыгрывающего вистующих

11 660
10 630
9 600
8 100
7 200
Эта таблица ярко иллюстрирует значение реализации контрак-
та. Проигрывая игру, которую могли выиграть, тратим 700
очков (вместо того, чтобы записать 600 - противники запишут
100). Ровно столько же теряют вистующие, позволяя сыграть
контракт, который могли посадить (вместо записи 100 дают
600 разыгрывающему). Проигрыш или выигрыш частичной игры,
напр. 3п, выражается существенно меньшей разницей в очках
(190), но также может иметь за собой большие последствия.
Ведь можем упустить возможность окончить гейм в следующей
сдаче, если получим карту с которой можем снова записать
только частичную запись. Кроме главной цели - реализации
контракта, разыгрывающий имеет и добавочную цель - получе-
ние лишних взяток. Но всегда помните, что эта цель
второстепенная. Никогда нельзя из-за нее упускать главную,
каковой является реализация контракта. Ведь что можем зара-
ботать, получая одну или две лишние взятки - 30 или 60 оч-
ков. Каждый понимает, что очевидный нонсенс рисковать 700
ради 30 или даже 100 очков. Ведь игра в бридж это исключи-
тельно борьба за запись. Поэтому разыгрывающий не должен
пробовать брать лишние взятки, если это связано хотя бы с
минимальным риском подсада, напр.:
п: ТД32 п: 8754
ч: ТК74 W E ч: ДВ6
б: Т6 б: 1074
т: ДВ6 т: ТК10
W разыгрывает 3бк. N атаковал королем бубей. Разыгрывающий
имеет 9 взяток сверху. Поэтому нельзя пытаться взять лишнюю
и проводить импас в пике. Ведь если импас не удастся, то
можно кроме пиковой взятки отдать еще и 4 бубновых и проиг-
рать верный контракт. Ради 30 очков проиграть 700. Риск
неправомерный. Поэтому когда партнер выложит стол, разыгры-
вающий должен прежде всего посчитать взятки, которые может
взять наверняка. Если их достаточно, чтобы выиграть конт-
ракт, то не нужно даже задумываться о лишних, а сразу при-
ступить к реализации контракта самым безопасным способом.
Посмотрим на примерах как нужно определять способ розыгры-
ша, иначе говоря, планировать розыгрыш:
п: 106 п: Т83
ч: ТД54 W E ч: КВ6
б: В1093 б: ТД82
т: ТК5 т: Д76
W разыгрывает 3бк. N атаковал королем пик. после подсчета
верных взяток видно, что можно взять сверху 1 взятку в
пиках, 4 в червах, 1 в бубнах и 3 в трефах. Всего - 9
взяток, а значит достаточное количество для реализации кон-
тракта. Поэтому нужно сразу отобрать их. Нельзя проводить
бубновый импас, т.к. если он не удастся, то вистующие могут
отобрать пиковые взятки, что может привести к подсаду.
Отсюда видно как важен подсчет взяток. Не отдавая себе
отчет, что контракт можно выиграть сверху, несомненно про-
водили бы бубновый импас с риском ненужного подсада.

ЗАВИСИМОСТЬ ПЛАНА ОТ ВЫСОТЫ ИГРЫ. Если верных взяток недо-
статочно, то ищем масти, в которых можно отработать недо-
стающие. В выборе этом решающую роль часто играет высота
контракта. Допустим, что с картами:
п: 863 п: ТКВ10
ч: 65 W E ч: ДВ10
б: ТКВ1063 б: Д82
т: Т8 т: К73
Разыгрываете 5б с руки W. N атаковал дамой треф. Имеем 10
верных взяток (6 бубновых и по 2 в пиках и трефах). Нам не
хватает одной для выигрыша контракта. Ее можно взять на
пиковом импасе. однако если дама пик окажется у S, то не
сыграем контракт, так как противники отберут еще 2 червы.
Пиковый импас не дает гарантии реализации контракта.
Посмотрим нет ли лучшего способа? Очевидно есть! Ведь чер-
вовый секвенс от дамы это верная взятка. Поэтому нужно
дважды выйти в черву и после отдачи взяток на Т и К снести
третью пику на отработанную черву. Однако если бы играли
бубновый шлемик, то должны были бы импасировать пику.
Ведь только удачный импас и снос фоски червей на 4-ю пику
дает возможность получения 12 взяток. Как видим способ ро-
зыгрыша может меняться. Он полностью зависит от высоты кон-
тракта. В случае 5б должны отработать верную взятку в чер-
вах, не рискуя подсадом. Играя шлемик, должны попробовать
сыграть, даже если при неудаче нас ожидает более высокий
подсад.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРЕХОДОВ. В поисках недостающих взяток необ-
ходимо помнить, что получить взятку за счет импаса можно
только играя к импасному раскладу с другой руки, напр.:
п: Д8753 п: В109
ч: ТДВ W E ч: 10753
б: Т106 б: 843
т: Д8 т: ТК6
W играет 4п. N атаковал королем бубей. К отдаче 2 взятки в
пиках и 2 в бубнах. От одной из бубновых потерь можно
избавиться трижды играя в трефу и снося с руки бубну. Таким
образом избегаем немедленного подсада, но это еще не все.
Ведь имеется только 8 верхних взяток: 3 козырные, 3 трефо-
вые и 2 красных туза. Недостающие 2 взятки можем получить
только в червах если король червей у S и удастся дважды его
проимпасировать. Это можно сделать, т.к. после отбора треф
мы уже находимся на столе, а второй переход на стол по ко-
зырям. Отсюда простой вывод: после отбора треф должны сразу
провести червовый импас. Если пойдем в другую масть, напр.
в козыря, то потеряем возможность получить 3 червовые взят-
ки.

ПЕРЕХОД ЗА ПЕРЕХОД. Последовательность ходов особенно важна
когда одна из рук имеет недостаточное количество приходов,
чтобы провести все необходимые импасы. Тогда нужно подумать
нельзя ли создать добавочный приход. Во многих случаях
главную роль играет порядок импасов, напр.:
п: 10 п: 9
ч: 6 W E ч: Т3
б: ТД109 б: В632
т: Т63 т: ДВ
Это середина игры. Козыри пики. Противники уже не имеют ко-
зырей. Разыгрывающий W имеет ход в руке и имеет только один
переход на стол к тузу червей, а ему нужно импасировать
бубну и трефу. Как нужно сыграть? Тут не может быть сомне-
ний. После перехода к тузу червей необходимо сначала про-
вести трефовый импас. Играя так, даже при неудачном положе-
нии короля, имеем возможность проведения бубнового импаса.
Ведь вторая трефовая фигура на столе станет новым перехо-
дом к E, позволяющим провести бубновый импас. Нельзя однако
играть фоской бубей. Нужно выйти валетом, чтобы иметь воз-
можность повторить импас если король у S с двумя фосками.
Из этих примеров ясно видно, какой важной проблемой явля-
ется правильное использование переходов. Поэтому прежде чем
выйти с руки, в которой в данный момент имеем ход, задайте
себе вопрос: сколько раз нужно выйти с этой руки, чтобы
провести все необходимые импасы? Может быть нужно исполь-
зовать возможность провести один из импасов? А узнать об
этом очень просто. Достаточно подсчитать число импасов и
сравнить с количеством верных приходов. Помните, что к
импасному раскладу или на убитку надо ходить с
противоположной руки. Наоборот безразлично с какой руки хо-
дить в масть, в которой имеем секвенс.

ВЫБИРАЙТЕ ВЕРНЕЙШИЙ ШАНС. Рассмотрим другой пример:
п: КДВ93 п: 1086
ч: Т85 W E ч: 92
б: КВ3 б: Т852
т: К5 т: Т763
W играет 4п. N атаковал дамой треф. Имеем 9 взяток сверху
(4 пиковые, по 2 в бубне и трефе и одну в черве). Недостаю-
щую взятку можно взять за счет убитки червей или импаса бу-
бей. Однако импас может не удаться и не дать нам взятку.
Наоборот взятка на убитку практически гарантирована.
Достаточно после получения трефовой взятки сыграть фоской
червей, а после повторного получения хода - тузом и малой
червой, которую убиваем на столе и только после этого ра-
зыгрываем козыря. Подчеркнем, что если имеется несколько
способов получения недостающей взятки (импас, форты или
убитки), то нужно выбирать самый надежный. Помните, что
при импасе имеются одинаковые шансы на успех и неудачу.
Напротив, одна убитка в масти, где имеем на двоих с парт-
нером 5 или 6 карт - практически верная взятка. Поэтому
имея несколько способов получения недостающей взятки импас,
как правило, надо ставить на последнее место.

РОЗЫГРЫШ КОЗЫРНОЙ МАСТИ. В следующей сдаче
п: ДВ963 п: К102
ч: К86 W E ч: ДВ62
б: Т64 б: К83
т: ТК т: 1064
W играет 4п. N атаковал валетом бубей. Имеем достаточно
верных взяток для реализации контракта - десять. К отдаче
три взятки: 2 туза и бубна. Значит можем не сыграть только,
если противники убьют козырем одну из наших верных взяток.
Поэтому способ розыгрыша прост: нужно сразу отобрать козы-
рей у противников и тем самым избежать единственной угрозы
подсада за счет убитки. Ведь убитка не является привиле-
гией разыгрывающего. Вистующие также могут убить верную
взятку в побочной масти. Если нам нужна добавочная взятка
за счет убитки на столе, то это как правило надо делать
перед выкозыриванием. Если же убитка не нужна нам для реа-
лизации контракта, то нужно отбирать козырей сразу.

ПЛАНИРОВАНИЕ БЕСКОЗЫРНОЙ ИГРЫ. Бескозырную игру планируем
точно так же, как и козырную. Должны руководствоваться теми
же самыми принципами розыгрыша при отработке недостающих
взяток. Отрабатывать их в той масти, которая дает макси-
мальную вероятность успеха. Однако поскольку убиток нет, то
остается выбор между импасом и отработкой фосок длинной
масти. В бескозырной игре наибольшую угрозу представляет
отработка фосок длинной масти противником. Поэтому очень
важным является лишение приемов того из вистующих, кото-
рый отрабатывает свою длинную масть. Прежде всего нужно
лишить его приема в самой этой масти. Этого можно достиг-
нуть с помощью пропускания, которое основано на том, чтобы
лишить одного из противников карт, которыми он мог бы пе-
редать ход своему партнеру, напр.:
п: Т73
ч: 97
б: ТД1097
т: К54
п: ДВ6 N п: 10842
ч: КДВ108 ч: 642
б: 53 W E б: К86
т: Д106 т: В97
S
п: К95
ч: Т53
б: В42
т: Т832
S разыгрывает 3бк. W атаковал королем червей. Если бы S пе-
ребил его тузом, то у E остались бы 2 червовые фоски, кото-
рыми он передал бы ход партнеру для отбора червовых взяток.
Если однако S дважды пропустит черву и только на третьем
ходе ударит тузом, то у E не останется больше червей. Таким
образом коммуникация между W и E будет разрушена и W не
сможет отыграть свои форты из-за отсутствия приходов. После
розыгрыша приведенных примеров попробуем просуммировать со-
держащиеся в них идеи и получить упрощенную схему планиро-
вания розыгрыша:
а) подсчет верных взяток, что позволяет установить
сколько взяток необходимо отработать для реализации
контракта;
б) выбор наилучшей возможности получения недостающих
взяток;
в) определение времени отбора козырей у противников,
до или после отработки недостающих взяток;
г) подсчет количества переходов, необходимых для про-
ведения импасов.
Но это еще не все, что можно извлечь из этих примеров. Если
глубже задуматься над ними, то придем к следующим выводам:
не составив план мы не сможем использовать все возможности
для реализации контракта. Об этом нельзя забывать, тем
более, что составление плана достаточно просто. В большой
степени оно сводится к подсчету взяток. Правильный подсчет
решит нам большинство остальных проблем. Ведь, например,
определив, что имеем достаточно взяток для реализации кон-
тракта, мы поймем что нужно сразу начать отбор козырей,
избегая тем самым единственной угрозы, каковой является
убитка. Напротив, определив, что для реализации контракта
нужно сделать 2 убитки на стол, мы должны отложить выкозы-
ривание. Ведь в этом случае отбор козырей, лишающий стол
козырей необходимых для убиток, был бы нонсенсом. Поэтому
первым действием разыгрывающего после открытия карт стола
должен быть подсчет взяток. Проводится он следующим обра-
зом: прежде всего считаем сколько взяток у нас могут ото-
брать сверху, а также нельзя ли избежать отдачи какой-либо
из них за счет сноса на другую масть. Затем подсчитываем
количество верных взяток. Если их оказалось недостаточно
для выигрыша контракта, то смотрим в какой масти их можно
отработать. При наличии нескольких способов получения не-
достающих взяток (импас, убитки или фоски длинной масти)
надо выбрать наиболее вероятный. Затем определяем способ
розыгрыша козырной масти. Помните, что при козырной игре
важно как можно быстрее отобрать козыри у противников, что-
бы избежать угрозы убитки. Только очень важная причина,
напр. необходимость получения взяток на убитки, может от-
клонить вас от немедленного отбора козырей. Итак, считаем и
еще раз считаем.